Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) чаще всего трактуется как ограничение прав и свобод человека по определенному признаку, хотя возможно проявление «положительной дискриминации», которая, напротив, выражается в предпочтении. Ограничение или предпочтение в правах могут быть закреплены в законодательстве (дискриминация de jure, или правовая дискриминация) либо основываться исключительно на сложившихся традициях, обычаях, стереотипах и моральных нормах (дискриминация de facto, или неофициальная дискриминация), но в любом случае проявляются по признакам значимого отличия человека – расовой принадлежности, национальности, родству, полу, возрасту, семейному положению, религиозным убеждениям, политическим взглядам, инвалидности, сексуальной ориентации и др.

Дискриминацию de jure можно довольно быстро преодолеть путем изменениями законов. В РФ эта проблема успешно решается, в том числе посредством ратификации международных правовых актов. Так, Россией ратифицированы следующие конвенции МОТ: №111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958), №12 «О политике в области занятости» (1964), №142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975), №156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981), №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» (1951). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются частью российской правовой системы. С дискриминацией de facto справиться очень сложно, т.к. ее корни находятся глубоко в сознании людей, причем не только отдельных индивидуумов, но и общества в целом. А изменение стереотипов в общественном сознании – многосторонний и длительный процесс, успех которого зависит от экономических, политических, социальных и иных условий и обстоятельств.

В России гарантии равенства прав и свобод закреплены в основном законе страны – Конституции РФ (ст. 19), причем равноправие в сфере труда и его оплаты выделено особо (ст. 37), что подчеркивает его социальную значимость. Одними из основополагающих принципов современного трудового права, тесно взаимосвязанными с недопустимостью дискриминации, являются свобода труда и запрещение принудительного труда. Эти принципы означают, что только сам человек (и никто иной!) определяет, в какой сфере ему проявить свои знания и способности, вступать ли ему в трудовые отношения с работодателем, заниматься ли предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельностью либо вообще не заниматься трудом. Если же гражданин намерен трудиться, т.е. вступить в трудовые отношения с работодателем, закон гарантирует ему определенные права (перечислены в ст. 21 ТК РФ), обеспечивает надлежащие условия труда и защищает от необоснованных ограничений – дискриминации.

В России, как и в большинстве других государств, любое проявление дискриминации в сфере труда противозаконно – ТК РФ содержит специальную статью о ее прямом запрещении. Принцип равенства подчеркивается и терминологией, используемой в российском законодательстве о труде: субъектом трудового правоотношения выступает работник – без каких-либо возрастных, гендерных, должностных или иных разграничений.

Это означает, что только профессиональные и деловые качества (образование, квалификация, знание, опыт, навыки, умения и т.п.) должны учитываться при заключении трудового договора и установлении его условий. Примерный перечень деловых качеств работника приведен в п. 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2006 №63 и 28.09.2010 №22). Никакие другие причины и обстоятельства не могут быть использованы работодателем как мотив для ограничений или, напротив, предпочтений, в том числе и при установлении оплаты труда, продвижении по службе, получении возможности профессионального обучения и повышения квалификации и т.п. В соответствии с ч. 2 ст. 132 ТК РФ какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещена.

Вместе с тем некоторые ограничения и преимущества в отношении отдельных категорий работников все-таки узаконены и дискриминацией не считаются, т.к. имеют своей целью не ущемить, а напротив – поддержать и защитить интересы работника, или же установлены в связи с повышенными требованиями общественной безопасности и государственных интересов.

Такие исключения из общих правил квалифицируются как особенности и рассматриваются в отдельных главах ТК РФ, например в главе 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», а также в иных правовых нормах о труде. Так как физиологические различия мужчин и женщин предопределяют их бóльшую или меньшую пригодность для определенных работ, законодательст­вом установлены определенные ограничения по профессиям1, переноске и подъему тяжестей при выполнении трудовой функции2 и др. Аналогичные ограничения предусмотрены и для молодых работников в возрасте до 18 лет3.

Конституция Российской Федерации

Статья 19 (извлечение)

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан…

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 37 (извлечение)

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

<…>

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


Трудовой кодекс РФ

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда (извлечение)

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, ограничений, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Определенные ограничения при приеме на гражданскую службу регламентируются Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон №79-ФЗ). В частности, к таким ограничениям относятся: наличие некоторых заболеваний, перечисленных в специальном перечне и подтвержденных заключением медицинского учреждения (п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона №79-ФЗ), близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому (п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона №79-ФЗ) и др.

Законодательно установлен возрастной «потолок» для определенных должностей государственных и муниципальных служащих, руководителей, замещаемых по конкурсу в учреждениях науки и образования и др. Предусмотрены ограничения и даже запреты на определенные занятия и профессии в связи с совершенными ранее преступлениями. Ряд профессиональных ограничений установлен законом в соответствии с состоянием здоровья работников, для чего проводятся предварительные и периодические медосмотры в соответствующем порядке. Согласно ст. 69 ТК РФ, медицинские осмотры (обследования) при заключении трудового договора являются обязательными только в предусмотренных законом случаях в соответствии со специальным перечнем (списком) должностей и работ с вредными факторами (см.

Перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 №83). Законом также предусмотрены и другие случаи обязательных предварительных и периодических медосмотров для отдельных категорий работников, например для персонала детских учреждений, предприятий пищевой промышленности и т.д. (ст. 213 ТК РФ), для несовершеннолетних (ст. 266 ТК РФ), «вахтовиков» (ст. 298 ТК РФ), работников транспорта (ст. 328 ТК РФ) и др.

Установленные законодательством огра­ничения дискриминацией не считаются, и работодатель обязан их соблюдать. Однако на практике работодатели очень часто основываются на своих собственных представлениях о «мужских» и «женских» профессиях и должностях, о возрасте, семейном положении, состоянии здоровья своего будущего работника, его внешних данных и т.п. Если несоответствие соискателя таким представлениям работодателя станет основанием для отказа в найме, это уже будет противоречием закону и ущемлением трудовых прав претендентов на рабочее место, т.е. дискриминацией. Отказ по подобным основаниям может быть обжалован в судебном порядке. Работодатель, конечно, вправе делать свой выбор и принимать на работу того, кто, по его мнению, больше подходит для данной должности, но основанием для отказа другим претендентам должны быть профессиональные и деловые мотивы, а не «цвет глаз» или «седина на висках».

Примерный перечень деловых качеств работника содержится в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 №63 и 28.09.2010 №22; далее – Постановление Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2). В частности, к ним относятся способности физического лица выполнять определенную трудового функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличия определенной профессии, специальности, квалификации) и личностных качеств (например, состояния здоровья, наличия определенного уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли). Кроме того, работодатель вправе предъявить к лицу, претендующему на вакантную должность, и иные требования – как обязательные, т.е. прямо предписанные федеральным законом, так и специфические, связанные с особенностями профессиональной деятельности (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере и т.п.).

Дискриминационные проявления особенно очевидны в объявлениях о найме на работу. По данным портала Lenta.ru, почти 50% объявлений о вакансиях в России в целом и более 60% – в Москве являются дискриминационными. Чаще всего в них содержатся неправомерные требования к возрасту (44%), полу сотрудника (29%), стажу работы (19%). Нередко в объявлениях указывают требования к внешности, встречаются даже указания на определенный знак зодиака, под которым должен был родиться соискатель!

По международным нормам, равные возможности занятости должны быть гарантированы всем гражданам как до процесса найма, так и в течение него. Агентства по найму должны отклонять дискриминационные объявления-запросы работодателей, информировать их о законодательстве и национальной политике, провозглашающих равные возможности занятости4. Однако эти требования ни нашими кадровыми агентствами, ни СМИ, публикующими такие объявления, не выполняются – они ограничиваются лишь ремаркой о том, что за содержание публикуемых объявлений ответственности не несут. Но ответственность вполне может коснуться работодателя, т.к. именно такие объявления становятся весомым доказательством проявления дискриминации при рассмотрении исковых требований в судах.

В начале апреля 2010 г. депутаты Самарской областной думы внесли в Госдуму РФ законопроект, который запрещает распространять в СМИ информацию от работодателей дискриминационного характера по отношению к соискателям. Это позволило бы искоренить применение дискриминационных критериев при подборе кадров и приеме на работу. Депутаты предлагают убрать из текстов объявлений о вакансиях информацию, касающуюся возраста, пола, семейного положения, регистрации по месту жительства и др., а за распространение такой информации применять штрафы: в отношении работодателей-физлиц – в размере от 2000 до 2500 рублей, должностных лиц – от 4000 до 4500 рублей, юридических лиц – от 40000 до 50000 рублей Также предлагается применять санкции к СМИ, опубликовавшие дискриминационные объявления. Законопроект передан для рассмотрения в комитет Госдумы по информационной политике.

Источник – www.infox.ru/business/career/2010/04/02/Gosduma_mozhyet_zapr.phtml.

Объявления о вакансиях дискриминационного содержания – не единственная оплошность работодателя, за которую он может поплатиться. Распространены и другие нарушения, которые также могут быть использованы кандидатом на должность при обращении в суд. Это и требование работодателя предоставить не предусмотренные законом документы, и понуждение претендентов проходить не установленные законом предварительные медицинские осмотры (нередко за свой счет!), и проведение собеседований, тестирований и т.п. с использованием вопросов, не относящихся к профессиональной компетенции претендента (например, о личной жизни и взаимоотношениях в семье, намерении обзаводиться детьми и т.п.), и многое другое. Так, при приеме на работу работодатель вправе требовать лишь документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ. Принуждать сотрудника предоставить какие-либо другие документы, например справки, характеристики, рекомендательные письма, расписки, обязательства и т.п., закон запрещает (ч. 3 ст. 65 ТК РФ). Перечень документов, необходимых при приеме на работу, может быть расширен, но не работодателем, а только Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (см. ч. 2 ст. 65 ТК РФ).

Еще одной причиной, по которой претенденты на вакансию нередко получают отказ, является отсутствие у них «прописки» – это особенно распространено в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Особое внимание на этот факт обращается в п. 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 №2, где подчеркивается, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином Российской Федерации, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения работодателя является незаконным, поскольку нарушает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное частью 1 ст. 27 Конституции РФ, Законом Российской Федерации от 25.06.1993 №5242–1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит части 2 ст. 64 ТК РФ, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.

Установленные законодательством ограничения дискриминацией не считаются, и работодатель обязан их соблюдать

Особенно часто с предвзятым отношением работодателя сталкиваются женщины, что вполне понятно – по российскому законодательству сотрудницам с детьми и беременным женщинам гарантированы довольно существенные льготы, и многие работодатели стараются избежать дополнительных хлопот и финансовых затрат на их предоставление. Видимо, поэтому у нас в стране до сих пор сначала предлагают заполнить «анкету» или «личный листок», уже давно признанные вне закона, где как раз фигурируют все личные и семейные сведения, а уж потом принимают решение о допуске претендентки на вакансию к собеседованию (интервью) или другим отборочным мероприятиям. Нередко в процессе интервью кадровики интересуются взаимоотношениями соискательницы с супругом или причинах развода, мотивируя это производственной необходимостью, т.к. «выявление черт характера» и иных личностных качеств подобного рода необходимо для выполнения трудовой функции (работа с людьми, обслуживание покупателей и т.п.). При этом далеко не все сотрудники кадровой службы обладают профессиональными знаниями и навыками психолога-диагноста и могут составить объективный психологический портрет соискателя. Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу, если кандидат не заполнил «личный листок» с семейными подробностями, не пожелал ответить на бестактные вопросы или предоставить документ о семейном положении, наличии детей или справку об отсутствии беременности, равно как и пройти предварительный медицинский осмотр на предмет ее выявления.

Абсолютно недопустимой, причем не только с правовой, но и морально-этической точки зрения, является распространившаяся в последние 10–15 лет практика требовать от поступающих на работу женщин «подписку» об отказе вступать в брак и беременеть, а если это случится – гарантию немедленно уволиться по собственному желанию! Подобные действия работодателя (или кадровых служб) противоправны, т.к. нарушают гарантии, установленные статьей 261 ТК РФ. Даже если женщина дала такую расписку, а потом забеременела и заявления об увольнении, как обещала, не написала, никаких правовых последствий для нее это не имеет, и уволить эту сотрудницу вопреки ее воле нельзя (за исключением случая ликвидации организации и прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

Во избежание обвинения в дискриминации отказ в найме «неподходящим» претендентам должен основываться на объективных профессиональных и квалификационных мотивах

Одной из наиболее распространенных причин дискриминации в сфере труда является возраст работника (как в отношении женщин, так и мужчин), причем сотрудник может оказаться для работодателя как «слишком молодым», так и «слишком старым». Как правило, предпочитают «молодых специалистов с опытом работы», но где такой опыт получить, если без него на работу не берут? А время не ждет, и возраст неумолимо приближается к «потолку»! Конечно, такая проблема чаще возникает в отраслях, где у работодателя есть выбор, т.е. предложения кандидатов существенно превышают количество вакансий. Исследования показывают, что наиболее «молодыми» экономическими отраслями являются сфера продаж (одна из наиболее востребованных на рынке труда), где практически отсутствуют работники старше 45 лет, и сфера IT-технологий, где количество таких работников не превышает 5%. Это объясняется тем, что в данных секторах особенно ценится неординарность и способность рисковать при принятии решений, что в большей степени свойственно молодым сотрудникам. По данным исследовательского центра портала Superjob.ru, cамой «взрослой» из всех проанализированных отраслей оказалась строительная (20%), где предпочтение отдается опытным работникам с высоким уровнем исполнительной дисциплины и профессиональных навыков, что, как правило, достигается уже в зрелом возрасте. В любом случае, делая свой выбор, дальновидный и рациональный работодатель учтет и взвесит все «за» и «против» и выберет наиболее достойного и подходящего для данной должности кандидата. И это его законное право, основанное на принципе добровольности вступления в договорные отношения. Однако, как и в упомянутых выше случаях, во избежание обвинения в дискриминации отказ в найме «неподходящим» претендентам должен основываться на объективных профессиональных и квалификационных мотивах.

Трудовой кодекс РФ

Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора (извлечение)

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

<…>

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить ему причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суде.

Трудовой кодекс РФ запрещает необ­основанный отказ в заключении трудового договора и дает право обжаловать его в судебном порядке. Нередко подобные случаи связаны с дискриминацией, по­этому большое значение имеет предусмотренная законом обязанность работодателя сообщать претенденту по его требованию причину отказа в письменной форме (ч. 5 ст. 64 ТК РФ). Разумеется, далеко не все кадровики спешат выдать документ, который может быть использован для обращения в суд. Поэтому нередки случаи, когда несостоявшиеся работники обращаются с таким требованием в письменном виде через секретариат или канцелярию либо отправляют его по почте специальным заказным письмом с описью вложения – ведь важно доказать, что такое обращение было направлено работодателю, а он его проигнорировал.

При наличии письменного требования лица, которому было отказано в найме, изложить причины отказа в письменном виде, работодателю не стоит его игнорировать – впоследствии это может составить о нем отрицательное мнение в суде и негативно сказаться на итоге разбирательства. При этом нужно очень внимательно отнестись к формулировке основания отказа: указать ссылки на правовые нормы (если они явились основанием), а также профессиональные, производственные и иные деловые мотивы. Ни в коем случае нельзя упоминать причины, имеющие дискриминационные признаки.

В настоящее время в судебной практике дел об обжаловании необоснованных отказов и дискриминации при найме пока не слишком много, но тем не менее они есть, и это говорит о том, что норма дейс­твует, а граждане знают свои права и готовы их защищать. Поэтому рассчитывать на «безответность» и «покорность судьбе» со стороны отвергнутых претендентов не стоит – при общей тенденции повышения правовой активности в обществе работодатель может оказаться в довольно затруднительном положении.

Следует иметь в виду, что, поскольку законом установлен лишь примерный перечень оснований, по которым работнику не могут отказать в найме, окончательное решение о том, имела ли место дискриминация в каждом конкретном случае, принимает суд (п. 10 Постановления Пленума Верховного суда от 17.03.2004 №2). Если суд установит, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами работника, такой отказ будет признан обоснованным (см. там же). Таким образом, работодателю следует очень внимательно относится к обоснованию причин отказа.

Доказать факт отказа в принятии на работу по дискриминационному основанию довольно сложно. Но если он будет установлен в ходе разбирательства, суд обяжет работодателя заключить трудовой договор. Кроме того, признав факт дискриминации доказанным, суд может вынести решение и о компенсации причиненного материального и морального вреда лицу, права которого были нарушены. И такие случаи есть! Например, 59-летнему воронежцу удалось доказать факт дискриминации по возрасту и отсудить у компании, не принявшей его на работу по этой причине, 290000 рублей!

Юрий Ступко много лет работал главным бухгалтером. На несколько лет ему пришлось прервать свой трудовой стаж, чтобы ухаживать за престарелыми родителями. Весной 2006 г. он решил вновь устроиться на работу и обратился в службу занятости. Там он прошел курсы повышения квалификации и получил направление в ООО «Талирс плюс», где имелась вакансия бухгалтера. Однако руководство фирмы не захотело брать Ступко на работу, указав на бланке направления службы занятости причину отказа – «не подходит по возрастной категории». Ступко обратился с иском в суд, но мировой суд Ленинского района Воронежа в удовлетворении иска отказал, посчитав дискриминацию недоказанной. Это решение он обжаловал, и в итоге 28 января 2008 г. Ленинский районный суд Воронежа принял апелляционное определение признать отказ в приеме на работу Ступко Юрия Ивановича в ООО «Талирс плюс» по основанию «не подходит по возрастной категории» незаконным (дискриминационным). Суд обязал ответчика заключить с Юрием Ступко трудовой договор, в котором было бы указано, что он принят на должность главного бухгалтера с окладом 15000 рублей со дня обращения, т.е. с 19 мая 2006 г. Кроме того, ООО «Талирс плюс» обязали выплатить ему зарплату за время вынужденного прогула – 285000 рублей – и компенсировать моральный вред в размере 5000 рублей.

Источник – ИА REGNUM.

Несмотря на то, что в России дискриминация запрещена de jure, ее фактические проявления в сфере труда – по признакам возраста, пола, семейного положения, места жительства, этнической принадлежности, инвалидности, внешнего вида и др. – в нашей стране достаточно широко распространены. Исследование, проведенное в 2008 г. Центром защиты социально-трудовых прав, показало, что каждый четвертый россиянин сталкивался с этой проблемой (с результатами можно ознакомиться на сайте www.trudprava.ru).

Закон содержит правовые меры борьбы с дискриминацией. Как уже упоминалось, в соответствии с ч. 4 ст. 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального и морального вреда. Кроме того, в ч. 3 ст. 391 ТК РФ указано, что индивидуальные трудовые споры в связи с необоснованным отказом в найме и в связи с дискриминацией рассматриваются непосредственно в суде. Важно, что действующий ТК РФ дополнил традиционно гарантируемое гражданину право на устранение дискриминации и компенсации причиненного ею материального ущерба, еще и правом на компенсацию вреда морального. Моральным вредом в трудовом правоотношении считается причинение работнику неправомерными действиями работодателя моральных или физических страданий (например, публичное оскорбление, унижение человеческого достоинства и др., в связи с чем человек пережил нервный стресс, обострение хронического заболевания и т.п.). В последние годы компенсации по этому основанию все чаще взыскиваются в пользу работников при рассмотрении трудовых споров, и размеры таких взысканий постепенно увеличиваются (если раньше они не превышали 1000 р., то сейчас возросли до 5000 р. и более). Размер компенсации морального вреда, причиненного работнику, определяется по усмотрению суда в каждом конкретном случае.

Кроме обращения за судебной защитой, работник, трудовые права которого ущемлены или нарушены, вправе обратиться в органы Федеральной инспекции труда, которая в соответствии с закрепленными за нею полномочиями, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства. По жалобе работника проводится проверка и составляется соответствующий протокол, а в случае обнаружения действительных правонарушений со стороны работодателя последнему выдается предписание об их устранении. Если работодатель допустил прямое нарушение закона, ущемив права и гарантии работников, его привлекают к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушения РФ. Согласно этой статье, на должностных лиц работодателя может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 5000 р., на работодателя, являющегося индивидуальным предпринимателем, – от 1000 до 5000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на работодателя-юрлицо – от 30000 до 500000 р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если же нарушения допускаются повторно и неоднократно, должностным лицам (директор, другие руководители, правомочные принимать решения) грозит дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, что влечет за собой смещение с руководящего поста и невозможность занимать руководящие должности. Не являясь органом по рассмотрению трудовых споров, инспекция не вправе принимать решения, обязывающие работодателя принять сотрудника на работу или компенсировать причиненный ему вред, но может зафиксировать факт дискриминации, что в свою очередь, станет хорошим подспорьем в случае судебного разбирательства.

Несмотря на существенные правовые гарантии, на практике дискриминация во всех ее проявлениях все еще остается огромной проблемой во всем мире. Некоторые страны, пытаясь с ней справиться, даже принимают специальные законы о равенстве граждан и запрете дискриминационных действий, в том числе и в сфере труда. Например, такой закон принят в 2006 г. и успешно действует в Германии, а в конце 2008 г. аналогичный закон был принят парламентом Эстонии. Эти нормативные правовые акты гарантируют защиту от дискриминации на основании расы, национальности, вероисповедания или убеждений, возраста, физических недостатков и сексуальной ориентации. Закон запрещает дискриминировать людей во всех сферах общественной жизни, в том числе при найме на работу, заключении трудового договора, назначении или избрании на должность. Также провозглашается защита от дискриминации при оплате труда, продвижении по службе, определении условий труда, при даче распоряжений, прекращении трудового договора или освобождении от должности, при предоставлении возможности прохождения переобучения или курсов повышения квалификации. В России также были разработаны и предложены к рассмотрению проекты аналогичных законов (Рострудом и Федеральной антимонопольной службой – в 2007 г., Самарской областной думой – в 2010 г.), однако до настоящего времени они так и остаются лишь проектами.

Источники – www.subscribe.ru, www.garant.ru,
www.regnum.ru, www.radiorus.ru.

По поводу нарушенных прав граждане вправе обращаться также и в местные органы прокуратуры, которые после проведения проверки изложенных фактов принимают меры прокурорского реагирования. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202–1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации» мерами реагирования являются протест и предписание. Прокурор или его заместитель предоставляет протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, или представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина в орган или должностному лицу, которые вынесли данный акт или уполномочены устранить допущенные нарушения. В особо серьезных случаях нарушения закона прокуратура принимает меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение относится к сфере административного права, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о нем и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать подобные дела (ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 28.12.2010)).

Однако практика показывает, что весь этот арсенал правовых средств в делах о дискриминации применяется не слишком часто, т.к. доказать состав дискриминационных мотивов в действиях работодателя, как правило, довольно сложно. Это реально лишь в случаях, когда работодатель допускает небрежность в оформлении письменных документов (например, при составлении текста отказа в найме) или откровенно игнорирует закон, выходя за установленные им рамки правовых гарантий (например, в объявлениях о вакансиях, «отказных» резолюциях на направлениях на работу от службы занятости или заявлениях о приеме на работу и т.п.). Поэтому во избежание неприятных правовых последствий главным формальным требованием было и остается соблюдение закона. Что же касается дискриминационных проявлений de facto на российском рынке труда, это вопрос общественного и индивидуального гражданского сознания, а также «количественных показателей» гуманизма и толерантности в его составе, которые пока еще очень про­игрывают «экономическому эгоизму» и стереотипному традиционализму.


_______________

1 В настоящее время такие виды деятельности определяются Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162. До утверждения новых перечней производств, работ, профессий и должностей с вредными, опасными условиями труда следует обращаться к этому документу

2 Предельно допустимые нормы при подъеме и перемещении тяжестей вручную определены Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 06.02.1993 № 105 «О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную».

3 См. Постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 (ред. от 20.06.2001) «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».

4 Конвенции МОТ: № 111 «О дискриминация в области труда и занятий» (1958), № 122 «О политике в области занятости» (1964), № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (1975), № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (1981).


Закрыть ... [X]

Проявления дискриминации в трудовых отношениях : кадровый Поплавок как подарок


Права несовершеннолетних трудовых отношениях Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29)
Права несовершеннолетних трудовых отношениях Статья 5.35 КоАП РФ. Неисполнение родителями или иными
Права несовершеннолетних трудовых отношениях Постановление Пленума Верховного Суда РФ от N 2 О
Права несовершеннолетних трудовых отношениях Справочник кадровика : Справочник кадровика
Права несовершеннолетних трудовых отношениях Семейный кодекс РФ (СК РФ N 223-ФЗ)
Права несовершеннолетних трудовых отношениях Методы трудового права - fo
Права несовершеннолетних трудовых отношениях Cached
Права несовершеннолетних трудовых отношениях «Веселая лотерея». Прикольная игра - розыгрыш для гостей